Письмо начальника Управления агитации и пропаганды

ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова1 в Секретариат ЦК ВКП(б)

18/I-41 г.2

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б) - товарищу] АНДРЕЕВУ А. А.3

товарищу] ЖДАНОВУ А. А.4 товарищу] МАЛЕНКОВУ Г. М.5

О положении дел с выпуском кинофильмов

В связи с двадцатилетним юбилеем советского кино ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР призывали работников советской кинематографии «давать стране больше высокохудожественных и других нужных для всестороннего культур­ного подъема трудящихся картин, ярко отображающих историческое прошлое народов СССР и эпоху социализма, прославляющих успехи и героические подвиги советских людей, мобилизующих наш народ на преодоление трудно­стей нашего строительства и на дальнейшую беззаветную борьбу за торжест­во коммунизма».

Итоги работы кинематографии в 1940 г. по выпуску кинофильмов показа­ли, что работники советского кино не выполняют указаний ЦК ВКП(б) и СНК СССР. План выпуска кинофильмов в 1940 г. выполнен лишь на 65%. В идей­ном и художественном отношении большинство кинокартин являются сла­быми. В 1940 г., кроме идеологически вредного, фальшивого фильма «Закон жизни», забракованы фильмы: «Оборона Петрограда», «Гость», «Галя», «Пре­ступление и наказание». Исключая фильм «Яков Свердлов», в минувшем году кинематография не дала ярких картин, которые бы правдиво отображали борьбу советских людей за высокую производительность труда, укрепление хозяйственной и военной мощи Советского Союза, о боевой жизни Красной Армии в наши дни. Большинство кинокартин, выпущенных в 1940 г., имеют незначительные сюжеты на мелкие бытовые темы, далекие от насущных за­дач государства, над осуществлением которых работает советский народ. Сюжеты этих картин, как правило, строятся на мелких недоразумениях в лич­ных отношениях между героями фильма, обычно молодым человеком и де­вушкой («Моя любовь», «Любимая девушка»), бытовых ссорах между мужем и женой («Будни», «Люди нашего колхоза», «Возвращение»); на мелких кон­фликтах между детьми и родителями («Асаль», «Небеса»).

В чем, например, состоит содержание картины «Любимая девушка»? Главный персонаж этой картины работница-стахановка из-за пустого спора в первый же вечер уходит от своего мужа, любимого ею человека. И он и она страдают, ищут повода, чтобы сойтись, но не находят, пока в это дело не


вмешивается группа товарищей по работе. С их помощью конфликт улажен, легкомысленные люди сходятся, семья восстановлена.

В подражание пьесе «Чужой ребенок» построен кинофильм «Моя лю­бовь». Содержание этой картины таково: советская девушка-стахановка за день до замужества привозит к себе ребенка ее сестры и выдает его за своего ребенка, чтобы испытать своего будущего мужа. Ее жених, передовой рабо­чий-стахановец, тяжело переживает неожиданное появление у будущей жены ребенка от другого. Вместо того, чтобы разъяснить недоразумение, девушка обзывает любимого феодалом и порывает с ним. Авторы картины, видимо, глубоко уверены, что советский человек обязан бурно радоваться, когда лю­бимая им женщина родила ребенка от другого, устраивают буквально издева­тельство над передовым рабочим-стахановцем, ставя его в глупейшие и ос­корбительные положения за то, что усумнился6 в верности любимой. Дело за­канчивается тем, что девушка встречает другого, который рад, что у нее есть ребенок, и выходит за него замуж. События в этой картине развертываются на фоне заводского цеха. Порядки на этом заводе таковы, что даже передовые люди по настроению бросают работу, митингуют в рабочее время по бытовым вопросам.

Герои многих кинофильмов отличаются друг от друга лишь внешними признаками или случайными свойствами. Про этих героев нельзя сказать, что «каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определенная личность» (Эн­гельс). Инженер Лебедев из фильма «Светлый путь», Макар Нечай из одно­именного фильма, полярник Сергей Иванов из картины «Возвращение», шо­фер Петя Говорков из «Музыкальной истории», дядя пионера Тимура из фильма «Тимур и его команда» - лишь внешне различны. Зритель не может понять, чем отличается Таня Морозова из «Светлого пути» от Анны в фильме «Возвращение», Клавы в «Музыкальной истории», учительницы Наташи из картины «Пятый океан».

В работе кинорежиссеров и сценаристов в последнее время наметилась вредная тенденция упрощенного показа советской действительности. Некото­рые работники киноискусства изображают жизненный путь советского чело­века как легкую прогулку, воспитывают у советских зрителей легкомыслен­ное отношение к жизни, труду, прививают неправильное представление об обязанностях советского гражданина перед государством, народом. В картине «Светлый путь» крестьянская девушка Таня Морозова без особых усилий в короткий срок приобретает известность на всю страну. Шофер Петя Говор­ков из фильма «Музыкальная история» в течение года становится известным оперным певцом, а нарядчица гаража Клава Белкина - инженером. Таежный охотник Леонтий Широков из фильма «Пятый океан» без борьбы и преодоле­ния трудностей становится известным летчиком, Героем Советского Союза. Авторы картин не раскрывают, какими соображениями руководствуются дей­ствующие лица их произведений, где они «черпают мотивы своих действий», в основных идеях, осуществляемых государством, или в «мелочных индиви­дуальных прихотях» (Энгельс). В картине «Пятый океан» Герой Советского Союза летчик Широков выведен человеком без политических идеалов. Образ героя неправдив, надуман. В авиацию Широков пошел просто так, без цели, развлечения ради. К Наташе, невесте летчика Кириллова, он пристает потому, что не может смириться, чтобы красивая девушка любила другого. Хорошим

84


летчиком он становится лишь для того, чтобы доказать Наташе свое превосход­ство над ее женихом. Картина «Пятый океан» и режиссер Аненский7, сценари­сты Спешнев8 и Филимонов9 не исключение. О чем мечтает герой картины «Любимая девушка»? Каковы цели Сергея Иванова и его жены Анны в картине «Возвращение» - об этом зритель не знает. В этих картинах герои двигаются, но не живут, говорят, но не думают, поступки их не мотивированы.

В картинах последнего времени, исключая «Большую жизнь» и «Яков Свердлов», не показывается отношение советских людей в повседневной про­изводственной жизни, в их борьбе за коммунизм. Общественная и производ­ственная жизнь показывается мимоходом, как фон и декоративное оформле­ние. Работники кино неправильно относятся к созданию картин на темы о жизни колхозов, считая эти темы второсортными. Неудивительно поэтому, что в 1940 г. не создано ни одной правдивой картины о колхозах. Такие кар­тины, как «Люди нашего колхоза», «Дурсун», «Небеса», не создают правиль­ного представления о колхозах. По этим картинам выходит, что колхозники только тем и занимаются, что митингуют да пьют шампанское на вечеринках. Такой показ колхозов фальшив, он ничему не учит колхозников, не воспиты­вает их, не дает примера, которому можно следовать.

Крайне неудовлетворительно обстоит дело с выпуском кинокартин для детей. В минувшем году созданы лишь четыре посредственные картины: «Приятели», «Тимур и его команда», «Сибиряки» и «Брат героя». Особенно неудачной из детских кинофильмов является картина «Брат героя». Главный положительный персонаж картины Геша Черемыш совсем не безобидный мечтатель, как хотели изобразить его авторы картины. Он сознательно обма­нывает товарищей, чтобы быть первым между ними. Ходит он тяжелой по­ходкой усталого человека и смотрит исподлобья. Герой Советского Союза летчик Черемыш просто скучный резонер. В картине нет ни одного правдиво­го детского образа. Дети похожи друг на друга и отличаются только внешне: Плинтус - толстый, Аня - с кудряшками, Рита - с косами. Порок детских ки­нофильмов заключается в том, что они не показывают детям положительного героя, которого'бы дети любили, которому могли бы подражать. Школьники в возрасте 14-15 лет показываются лишь в детских играх. Нет ни одной кар­тины, которая отображала бы учебную жизнь школы, участие школьников в труде. Обходятся такие темы как подвиг Павлика Морозова10.

Создавшееся положение с производством кинокартин объясняется тем, что большинство кинорежиссеров и сценаристов не знают советской действи­тельности, не изучают жизнь рабочих и колхозников. Не умея разобраться в действительности, режиссеры и авторы сценариев изображают условную, выдуманную ими жизнь без трудностей, в праздничной обстановке, когда лю­ди больше развлекаются, чем работают. Героев для своих произведений берут они не из жизни, а сочиняют, нередко наделяя этих героев собственными идеалами и чувствами или заимствуют из американских кинокартин.

Комитет по делам кинематографии неправильно относится к критике ки­нокартин. Руководство Комитета (тов. Большаков") не организует общест­венного просмотра и обсуждения картин, критические замечания о картинах, высказанные комиссией, засекречивает. Недостатки картин и работа режиссе­ров никем не критикуются. Особенно недопустимым является отсутствие критики кинокартин в печати. Сложилось неправильное представление, под-

 


держиваемое тов. Большаковым, что кинофильмы не подлежат критике в пе­чати, так как они проходят предварительный просмотр. Газеты обычно справ­ляются у тов. Большакова, какую оценку получила картина, и выступают обя­зательно с положительной рецензией.

Необходимо в корне изменить сложившуюся практику оценки кинофиль­мов в печати. Серьезная, вдумчивая, объективная критика кинокартин в печа­ти окажет немалое содействие дальнейшему росту советского кино. Прилага­ем краткие рецензии на 6 кинокартин, выпущенных в 1940 г., и 4 сценария, принятые к постановке в 1941 г.12

Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [подпись] (Г. Александров)

Заместитель] начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [подпись] (Поликарпов)13

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 71. Л. 4-10. Подлинник, машинопись.

Александров Георгий Федорович (1908-1961)-партийный деятель, доктор фило­софских наук (1939), академик АН СССР (1946), дважды лауреат Сталинской пре­мии (1943 и 1946). Член партии с 1928 г. В 1932 г. окончил Московский историко-философский институт, а затем аспирантуру. С 1935 г. работал в институте, а в 1938-1939 гг. стал заведующим редакционно-издательски'м отделом Исполко­ма Коминтерна. В 1939-1940 гг.-зам. заведующего отделом агитации и пропа­ганды ЦК партии, одновременно в 1939-1946 гг.-директор Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). С 1940 г. - начальник Управления агитации и пропаганды ЦК партии. Кандидат в члены ЦК в 1941-1956 гг., член Оргбюро в 1946-1952 гг. В 1947 г. стал директором Института философии АН СССР. В марте 1954 г. на­значен министром культуры СССР, а в марте 1955 г. снят с этого поста и назначен заведующим сектором диалектического и исторического материализма Института философии и права АН БССР. Дата проставлена от руки.

Андреев Андрей Андреевич (1895-1971)-партийный и государственный деятель. Член большевистской партии с 1914 г. С 1920 г.-секретарь ВЦСПС. Член ЦК в 1920-1921 гг. и в 1922-1961 гг., кандидат в члены Политбюро в 1926-1930 гг., член Политбюро с 1932 по 1952 г., член Оргбюро ЦК с 1922 по 1928 г., с 1939 по 1946 г. Секретарь ЦК ВКП(б) с 1924 по 1925 г. и с 1935 по 1946 г. В 1939-1952 гг. -Председатель КПК при ЦК ВКП(б). В период Великой Отечественной войны был зам. председателя Транспортного комитета Государственного комитета обороны. В 1943-1946 гг.-нарком земледелия СССР, а в 1946-1953 гг.-зам. Председателя Совмина СССР, Председатель Совета по делам колхозов при прави­тельстве СССР. В 1953-1962 гг. - член Президиума Верховного Совета СССР. 4 Жданов Андрей Александрович (1896-1948)-партийный деятель, генерал-полковник (1944). Член партии с 1915 г., член ЦК ВКП(б)-с 1930 г. С 1934 г.-секретарь ЦК, в 1934-1944 г. -секретарь Ленинградского обкома и горкома пар­тии, кандидат в члены Политбюро с 1935 г., член Политбюро с 1939 г. Во время войны был членом Военного совета Северо-Западного направления, а потом (в 1941-1945 гг.) - Ленинградского фронта. С 1944 г. работал в ЦК ВКП(б), где на него было возложено руководство идеологической работой и непосредственно в области литературы и искусства.

Маленков Георгий Максимилианович (1901-1988)-партийный и государствен­ный деятель, генерал-лейтенант (1943) и Герой Социалистического труда (1943).


Член ЦК в 1939-57 гг., член Политбюро (Президиума) ЦК с 1946 по 1957 г., член Оргбюро с 1939 по 1952 г., секретарь ЦК с 1939 по 1946 г. и с 1948 по 1953 г. В 1946-1953 гг. и в 1955-1957 гг. - зам., а в 1953-1955 г. - председатель Совмина СССР. После XVII съезда партии Маленков становится завотделом руководящих кадров ЦК. После XVIII съезда партии стал руководителем реорганизованного от­дела руководящих кадров ЦК - Управления кадров ЦК ВКП(б). В феврале 1941 г. на Пленуме ЦК был избран кандидатом в члены Политбюро. С началом войны лен ГКО, главная задача которого - оснащение армии самолетами. С осени 1943 г. Маленков возглавил Комитет СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. В 1950-1952 гг. Маленков был вторым человеком в партии - одним из руководителей «идеологического фронта». После смерти Сталина занял пост председателя Совмина СССР, который потерял в фев­рале 1955 г. В июне 1957 г. снят с должности министра электростанций СССР, вы­веден из Президиума ЦК и ЦК партии за принадлежность к «антипартийной груп­пировке». С 1957 г. - директор ГЭС в Усть-Каменогорске, а затем - ТЭЦ в Экибастузе. В 1961 г. отправлен на пенсию и исключен из партии. Так в тексте.

Анненский Исидор Маркович (1906-1977)-советский режиссер и сценарист. За­служенный деятель искусств РСФСР (1971). С 1931 г. - актер и режиссер Москов­ского театра Революции. Одновременно, в 1934 г., окончил режиссерский факуль­тет Гитиса, а в 1936 г. - режиссерский факультет при ВГИКе. Первый самостоя­тельный фильм Анненского «Медведь» был снят по водевилю А. П. Чехова (1938). Впоследствии Анненский неоднократно обращался к экранизации рассказов Чехо­ва: «Человек в футляре» (1989), «Свадьба» (1944), «Анна на шее» (1954), много работал в области экранизации русской классики. Анненский является автором сценариев почти всех поставленных им картин.

Спешнев Алексей Владимирович (р. 1911) -советский сценарист, драматург и ре­жиссер. Член КПСС с 1958 г. В 1929 г. окончил киношколу Б. В. Чайковского, в 1929-1930 гг. учился на литературном отделении Рабочего университета. С 1929 г.-внештатный рецензент московских газет, в 1942-1945 гт. - начальник сценарного отдела и член Художественною еовега ЦОКС. Написал сценарии к фильмам: «Пятый океан» (1940) и «Страна (1940), «Пржевальский» (1951), «Обыкновенная история» (1960) и др. С 1954 г. - на литературной работе, испол­няющий обязанности председателя кинокомиссии Союза писателей СССР. В 1958-1967 гг.-педагог ВГИК, руководитель сценарной мастерской. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы кинофестиваля за 1964 год». Автор автобиографической монографии «Бег дней» (М.: «Советский писатель», 1983).

Филимонов Александр Александрович (1904-?)-сценарист. Печатается с 1925 г. Написал ряд сценариев для игровых, научно-популярных и анимационных филь­мов: «Пятый океан» (1940), «Первая перчатка» (1946) и др.

Морозов Павлик (Павел Трофимович) (1918-1932)-председатель пионерского от­ряда села Герасимовка Свердловской области. Его убийство было использовано для создания идеологизированного образа непримиримого юного борца с кулаками. Большаков Иван Григорьевич (1902-1980)-деятель советской культуры. Член партии с 1918 г. С 1931 по 1939 г. а ответственной работе в СНК СССР (кон­сультант, зам. управляющего делами и управляющий делами СНК). С 1939 г. -председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, а с 1946 г. -министр кинематографии СССР. Награжден орденом Ленина и орденом «Знак Почета».

Указанных приложений в деле не сохранилось.

Поликарпов Дмитрий Алексеевич (1905-1965)-партийный и государственный деятель, член партии с 1924 г. Член ЦК партии в 1961-1965 гг. Кандидат истори


ческих наук. В 1939-1944 гг. - заведующий отделом и заместитель начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1941-1945 гг. - Председатель Всесоюзного радиокомитета, в 1944-1946 гг. - секретарь Союза писателей СССР. В 1954-1955 гг. - секретарь Московского горкома партии, в 1955-1965 гг.-заведующий отделом культуры, заместитель заведующего идеологическим отде­лом ЦК.

 

Опубликовано в сб. "Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны".М.:Роспэн, 2007, стр. 83-87

 

Hosted by uCoz