В №82 «Бумбараша» РКСМ(б) при участии каких-то анонимных «бывших членов НБП» разразился пустозвонным крикливым документом под названием «Обращение к исключенным или вышедшим из состава национал-большевистской партии». Документ сей есть не просто образчик пустозвонной напыщенности и глупости РКСМ(б), но еще и предупреждающий звоночек для партии, которая допускает в якобы «подконтрольном», «партийном» комсомоле такие вопиющие проявления оппортунизма и беспринципности.
В чем суть дела, и с какой целью сей документ писался? Дело в том, что после нескольких безуспешных попыток НБП зарегистрироваться, а также по причине того, что, играясь в революцию, игроки, что называется, допрыгались и навлекли на себя некоторые преследования как со стороны государственных органов, так и со стороны неправительственных, но проправительственных организаций, в партии, и до этого не отличавшейся четкостью идеологии и строгостью дисциплины и внутреннего устройства, начались метания и шатания. В течение последних нескольких лет от НБП время от времени то откалываются незначительные группки под разными предлогами, то с громкими воплями и хлопаньем дверьми бегут отдельные одиночки. Этот процесс, вообще, вполне естественен для любой организации, которая старается хоть как-то превратиться в идеологически однородную массу. Нет сомнения, и НБП тоже старается выработать какую-то четкую идеологию, просто в силу эклектичности этой идеологии, и спустя много лет, каждый ее член сходит с ума по-своему. Одним словом, когда число выходцев их НБП стало накапливаться, для малочисленных организаций, считающих себя «идейно близкими» НБП (а наши комсомольцы, к сожалению, уже много лет не могут понять обратного) встал вопрос, как же эти малочисленные группки бывших лимоновских «бойцов» привлечь к себе. Если бы комсомол действительно бы был массовой организацией или же действительно имел перспективы ею стать, то вопрос о привлечении столь незначительного числа членов из узкой группы просто актуальным не был бы. Потому что если организации нужно лишних десять человек, то всегда проще из толпы в тысячу человек найти десяток сочувствующих с неопределенными убеждениями и убедить в своей правоте, чем переубедить хотя бы половину из десятка уже имеющих определенные убеждения и поварившихся в политическом котле. Но комсомольцам с их уровнем работы ни в ближайшее время, ни в более отдаленное никаких кадров вообще не светит, и, руководствуясь нехитрой логикой, что «в трудной дороге и жук мясо», сложили к своим пяти человекам десяток бывших НБП-шников и, умилившись огромным приростом, решили, что игра свеч стоит.
Но даже если предположить, что стоит обращаться со специальными заявлениями к бывшим членам НБП, то то, что РКСМ(б) смог предложить этой публике, никоим образом не соответствует обращению коммунистической организации к людям, которые потенциально могут стать коммунистами.
Начинается оно выспренной и претенциозной риторикой в духе мессианства:
«Большинство из вас предназначено для следования по пути революции» Дескать, вы не сами избрали путь коренного изменения общества, исходя из своих убежденийа вас помимо вашей воли судьба (бог, фюрер, силы добра, зла - нужное подставить) выбрала для выполнения глобальных революционных задач.
И тут же чуть менее выспренно выдают на-гора следующую глубокомысленную фразу:
«Организационный кризис партии не равнозначен кризису идеи революционного преобразования общества.». Скромно назвав идеологический разброд в НБП «организационным кризисом», комсомольские мудрецы тем самым втихую оправдали не столько идею революционного переустройства общества, сколько НБП в целом и Лимонова конкретно. Дескать, это не партия такая сама по себе, и в ней возник идейный разброд и шатание, которые и должны разнести это уродливое образование российской оппозиции к чертовой матери, а плохие вожди, которые вызвали «кризис». А раз есть «кризис», то, как любой кризис, он может быть преодолен внутренними силами самой организации, например, если убрать вождей. И если стать на такую формулировку, то получается, что выбывшие – это не сознательно выбывшие по идеологическим разногласиям из партии, которую они считают не отвечающей своим воззрениям, а оказавшиеся за НБПшным бортом по некоему «организационному» недоразумению. Но тогда получается, что никаких оснований надеяться, что эти люди придут в РКСМ(б) нет, хотя бы постольку, поскольку идеологически они не имеют расхождений с НБП, а только организационные трения. Разумеется, все становится на свои места, если встать на ту точку зрения, что существенных идеологических разногласий комсомольцы с НБП не имеют, то тогда, да, становится вполне логичной и такая формулировка: выбыв из одной партии по причине «организационного кризиса», они перебегают в другую организацию, где этого «организационного кризиса» нет, и ничего существенно не меняется.
И дальше мудрецы пишут вообще убойную фразу, превосходящую по своей пустозвонности и напыщенности даже обычную НБПшную риторику:
«Да, революционер заключил договор со смертью.» Осмысливая сей постулат, становится как-то не по себе даже. Опять всплывает эта мессианская предопределенность – дескать все революционеры обречены умереть, что совершенно верно в принципе (ибо все там будем, рано или поздно, и революционеры, и все прочие), но такой контекст наводит на мысль, что имелась в виду обязательная смерть в процессе борьбы. Что ж, нет ничего более деморализующего, чем утверждение, что все революционеры – смертники, как в клубе самоубийц. Перспектива, конечно, ужасающая (не победить, а умереть), но, видимо, в процессе написания РКСМ(б)-шники гнались за внешней красивостью слов, и совершенно не вдумывались в содержание того, что они пишут.
И, наконец, после обрисования перспектив «раздавления репрессивным аппаратом» маленьких группок (ох, и нужны же эти «маленькие группки» репрессивному аппарату! Прямо спать без них аппарат не может) и ухода в ультраправые организации РКСМ(б) выдавливает основное:
«Мы, члены РКСМ(б), предлагаем вам включиться в деятельность ревкомсомола.»
Оставив это «включиться в деятельность» как расплывчатую фразу, ни к чему никого не обязывающую, перейдем к тому, чем же РКСМ(б) собирается переманить бывших НБП-шников. А между тем начало саморекламы, как ни странно, начинается «за упокой»:
«В начале 2000-х годов РКСМ(б) из-за арестов своих активистов пережил период затухания общественной активности, но продолжал идти дорогою революционной борьбы.». Начнем с того, что этот «арест активистов» коснулся только на моей памяти ЧЕТЫРЕХ членов РКСМ(б), а именно: А.Соколова, Н.Ракс, Т.Нехорошеву и Л.Щипцову-Романову (которая, насколько я помню, оформила свое членство только после ареста, но тут я могу ошибаться). Арестованные по делу Губкина членами РКСМ(б) не были, а принадлежали к довольно-таки самостоятельной организации, формально входящей в РКРП, но позднее из партии исключенные как люди ее скомпрометировавшие и не выполняющие программу и устав партии. Следует также вспомнить, что члены РКСМ(б) эти были осуждены за деятельность, от которой РКСМ(б) официально отмежевался, то есть за терроризм, а вовсе не за революционную пропаганду. И потому как-то списывать все неудачи РКСМ(б) на отсутствие этих людей вследствие уголовных преследований как-то выглядит поразительно глупо. Ну, во-первых, РКСМ(б) выдвигая такой детский аргумент, выставляет себя как организацию малочисленную, никчемную и беспомощную, раз арест четырех человек может вызвать целый период «затухания общественной активности». Так сколько же в РКСМ(б) было членов на момент арестов? Семь человек? Восемь? Если больше, то, может, они имели в виду совсем другое значение слова «затухание»? Во-вторых, получается, что все беды РКСМ(б) произошли от того, что этим лицам не удалось осуществлять свои террористические замыслы до сего момента. А я-то наивно думал, что «общественная активность» организации зависит от активности ее пропагандистской работы. Но наконец-то мне открыли глаза. Оказывается, стоит только арестовать парочку людей, бредящих индивидуальным террором, как общественная активность тут же затухнет…
Так как особо похвастаться РКСМ(б) нечем, то «бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Перескочив от года 2000-го в начало 90-х, комсомольские мудрецы вписали себе в актив шумные акции «Студзащиты» в 1994-96 гг..
Я совершенно определенно помню, как товарищ Буслаев в 1998 году, бывший тогда членом ЦК РКСМ(б) на вопрос, что из себя представляет «Студзащита», честно (что с ним случается редко) ответил: «Фактически это один Костенко». То есть восемь лет назад эта организация уже была, как говорят в англоязычном мире «disfunct», то есть не функционировала, и пытаться привлечь молодежь, которая в начале 90-х только в школу пошла, ссылками на эти акции, выглядит нелепо. Надо сказать, что и организация этих акций РКСМ(б), и какая-либо политическая польза от них весьма спорна. Совершенно точно известно, что эти акции ОРГАНИЗОВЫВАЛА не «Студзащита», а совершенно лояльные власти ФНПР-овские профсоюзы, по той простой причине, что «Студзащита» и тогда существовала только на бумаге и имела не более пары десятков активистов. Даже шумный пиар буржуазной прессы, которая назвала «Студзащиту» организатором беспорядков, все равно не дал никакого результата для революционной борьбы, за исключением горького опыта, «как не надо делать». Несмотря на шумиху, организация уже к 1996-му представляла собой зрелище жалкое, а, как я уже упоминал, через год-полтора и вообще умерла, сохранив несколько разрозненных малочисленных региональных организаций, никакой революционной работой, а тем более на пользу социалистической революции, не занимавшихся (а потому и выживших). Но если «Студзащиту» никто, кроме людей, уже вышедших из комсомольского возраста, не помнит, то следующие панегирики самим себе выглядят вообще неправдоподобно и глупо:
«Сегодня РКСМ(б) — инициатор протестов населения и перекрытий автомагистралей, участник прорывов ментовских оцеплений на «Антикапах», организатор студенческих митингов против реформы образования.»
Для любого человека, более-менее знакомого с вопросом об инициации протестов населения, совершенно ясно, что более-менее серьезные протесты против тех или иных правительственных мер никакой РКСМ(б) не ИНИЦИИРОВАЛ. Протесты эти были стихийные, а потому формальное «инициирование» здесь организацию вообще никак не характеризует. Вывести пенсионеров на митинг против повышения цен на коммунальные услуги может совершенно любая организация, которая подаст заявку – будь то РКСМ(б), «Союз православных хоругвеносцев» или же стрелковое общество постольку, поскольку никакой идеологической работы для этого не требуется – люди возмущены и выйдут на улицу даже без всякой «инициации». А вот очевидных результатов этой работы у РКСМ(б) как не было, так и нет. Пользуясь таким настроем людей, РКСМ(б) не съагитировал ни одного человека на этих акциях, иначе комсомольцы не гонялись бы так рьяно за отставными лимоновцами. Ну, а уж такие бессмысленные акции, как прорывы ментовских оцеплений без особой на то необходимости организацию не столько красят, сколько позорят. «Посмотрите, товарищи бывшие лимоновцы – у НБПшников нет мозгов, чтобы под дубинки просто так лезть, и у нас тоже их нет, идите к нам – на каждом «Антикапе» будете получать дубинками ровно столько же, сколько получали и в НБП, и даже больше!» Неужели они думают, что люди из НБП вышли из-за неудовлетворенного мазохизма?
И после всей этой бессодержательно-хвастливой болтовни в самом конце обращения появляется, наконец, упоминание о программе: «Ревкомсомол никогда не даст «оранжевый крен», поскольку организация основана не на безоговорочном авторитете вождя, а на чёткой программе, объединяющей сознательных людей.» На этом же упоминание о программе и кончается. Никаких разъяснений относительно того, что же из себя представляет эта программа, каково ее содержание, чем она отличается от идеологии НБП и почему именно она правильна, никаких разъяснений нет. Дескать, идите к нам, потому что она у нас просто есть, а у вас нет –неплохой способ сделать «принципиальный» вид при полнейшей беспринципности самого обращения. Совершенно не говоря ни слова о том, на каких таких программных принципах бывшие НБПшники будут объединять свои усилия с РКСМ(б), комсомол пытается привлечь людей самим фактом неких акций, как будто факт драки с ОМОНом говорит о том, по поводу чего, собственно идет драка. Таким образом, пропагандируя акции как самоцель, РКСМ(б) даже и не уходит далеко от той же НБПшной идеологии, согласно которой «цель ничто, а движение – все». Старательно обходя программные установки РКСМ(б) и избегая критики программы НБП (критикуя ее только за вождизм) авторы обращения либо всерьез считают идеологические разногласия между РКСМ(б) и НБП несуществующими, либо старательно скрывают этот факт, лишь бы заманить людей в организацию, а там посмотрим. Такой подход не может не удивлять, потому что прежде чем кого-то куда-то приглашать, надо сначала выяснить, а является ли приглашаемый единомышленником, не упоминая о содержании программы ни слова, невозможно гарантировать, что именно единомышленник на это обращение откликнется, даже наоборот. Единомышленник если и откликнется, то совершенно случайно. А, спрашивается, зачем тогда весь этот сыр-бор, если в организацию придут люди, НЕСОГЛАСНЫЕ с программой? Таких людей на каждом перекрестке пруд пруди, тогда зачем бегать именно за ЭТИМИ несогласными?
По прочтении вырисовывается очень простая картина: РКСМ(б) вообще не нужны единомышленники, постольку поскольку функционирование организации в самой малой мере касается реализации ее программных принципов. Комсомол быстрыми темпами скатывается к стандартной организации протестного типа, ставящей целью не столько реализацию конечной цели (которой может и не быть), сколько протестные действия сами по себе, не ЗА что-то (коммунизм), а ПРОТИВ, отсюда и беспринципность – комсомол готов побрататься даже с чертом, если черт будет громче всех кричать на митингах. И для них совершенно неважно, какие там у вышедших из НБП идеалы, и есть ли. Главное – чтобы все внешне выглядело «революционно». Заключил сделку со смертью – значит, годен, следующий!
Разумеется, в этом обращении ничего коммунистического никогда и не ночевало. Потому что коммунист в самую первую очередь предложил бы людям, которые искренне хотят изменить существующее общество, которые считают своим идеалом социализм, четкую программу, как и каким образом мы будем изменять это общество, каких целей в изменении его мы хотим достигнуть, какие способы борьбы для этого мы считаем наиболее эффективными и почему мы считаем членство в НБП или какой другой организации, кроме нашей, бесполезным и даже вредным занятием. А не стал бы завлекать людей пустой выспренной риторикой на околореволюционные темы. Но, похоже, коммунистов, тем более со своими мозгами, в РКСМ(б) уже не нашлось – пришлось для этого бывших НБПшников приглашать…
И куда, черт возьми, смотрит партия?
Александр Лбов