Ответ молодому товарищу.
Не знаю, что это за город такой – Томск, и не знаю, что там за парторганизация РКРП, но зато имею некоторое представление о тамошнем комсомоле. Товарищ Черепанов, который курирует этот регион в ЦК, по-моему, должен серьезно задуматься о теоретическом развитии томских коммунистов.
Есть такой деятель в сем славном городе – некто товарищ Ку (в ЖЖ comrade_q), «молодой и энергичный», который патологически не понимает вещей, который должны быть ясны каждому коммунисту. А именно, он в вопросе о коренных задачах коммунистов не имеет ни малейшего представления. По крайней мере, ничем иным невозможно объяснить тот факт, что он вспух против весьма банального для марксиста утверждения, что мы обязаны вносить в массы марксистскую теорию. Весьма невинную фразу о том, что «Коммунистическая идеология не может иначе внедряться в массы, как через коммунистическую теорию.» воспринял весьма вульгарно: «Если слушать тебя, надо распечатывать и развешивать главы из анти-дюринга, не так ли?» И с упорством шизофреника повторяет мне идиотский вопрос, «зачем коммунистам рисовать плакаты и придумывать разные лозунги?» Приходится отвечать развернуто и по пунктам. Так что, эксклюзив. Разжевываю и в рот кладу. Все продолжение старых споров...
Во-первых, идеальная ситуация социалистической революции предполагает, что ВСЕ пролетарии станут сознательными коммунистами. Только тогда коммунистическая революция не будет подвержена таким случайностям, как массовое контрреволюционное движение (массы-то контрреволюционеры, как правило, также вербуют из числа пролетариев, в основном обманом и частично подкупом. Но попробуйте подкупить действительно сознательного коммуниста, а тем паче обмануть!) и ее победа будет гарантирована. Идеальная революция также не предполагает, что понадобятся серьезные усилия по руководству и организации революции – сознательные коммунисты способны и сами сорганизоваться (так как все сами знают, что надо делать). Иными словами, существование партии коммунистов как таковой есть лишь следствие того прискорбного факта, что коммунистическая сознательность подавляющих масс пролетарского населения равна практически нулю, поэтому коммунистам необходима партия, как связующий, организующий, управляющий инструмент, ибо, по меткому выражению В.И.Ленина, «организация удесятеряет силы».
Из этого следует, что основная задача коммунистов – не сбор оружия и обучение боевиков стрелять из револьверов по консервным банкам, а агитация и пропаганда (поскольку мы все же стремимся к идеальной модели революции. Тот, кто и в идеале предполагает пролить реки крови, может идти в НБП – «пытать и вешать, вешать и пытать».) Причем, надеюсь, все согласятся, что коммунистом стать нельзя, не усвоив теории научного коммунизма (основы которой были разработаны, к счастью нашему, классиками марксизма). Иными словами, чем меньше коммунистической теории в массы мы внесем, тем меньше сознательных коммунистов получим. Практика это доказывает – нигде революция не была так хорошо обеспечена, как в тех промышленных центрах, где было значительное количество сознательных коммунистов. И нигде не было столько боев, как в областях, где коммунистическая сознательность масс была низка.
Но понятие сознательности масс имеет не только количественный показатель, но еще и качественный. Количество людей, называющих себя коммунистами, ничего не даст, если качество этой массы будет мало. Пример очень выразительный - это18 млн. членов КПСС, которые просто не знали марксизма (а большинство и не хотело его знать), в результате чего дело коммунизма просрато на много лет вперед. Черт знает, когда мы из этого дерьма теперь выкарабкаемся. Надо заметить, что практика не знает еще никакого иного способа повышения качественного уровня сознательности масс, как внесение в массы глубоких теоретических знаний.
Во-вторых, весьма давно педагогами замечена такая вещь, что ученики весьма часто учителя не только не превосходят (как последним хотелось бы), но даже и не дотягивают до его уровня, в лучшем случае эпигонствуя. Увы, но современная педагогика пока что также не выработала никаких механизмов, которые позволяли бы ученику гарантированно знать больше учителя, поэтому в нашей работе по внесению теории мы несомненно, должны учитывать, что N процентов знаний, которые мы человеку расскажем, он забудет, а М процентов – не поймет, а уж дальше учителей пойдут и вообще единицы. Что поделать: массовая работа – это как конвейер, у нас не бывает, как правило, возможности индивидуально каждому разъяснять, что он там не понял. Есть еще одна маленькая деталь – подмечено, что вообще чему-то обучить можно, только зная больше, чем знает ученик и имея в глазах ученика научный авторитет. Из этого вытекает, что коли мы взялись воспитать из пролетарских масс сознательных коммунистов, внести в массы знания, то научное (читай, теоретическое) качество нашей пропаганды должно быть на высоте, мы должны давать знаний больше, а информацию глубже, чтобы получить минимально удовлетворяющий наш идеал результат.
Переходим теперь к собственно лозунгам и плакатам, то есть, в-третьих. Плакаты и лозунги, хоть и несут в себе минимум теории, но все же несут, поэтому они и применимы в наших, далеко не идеальных условиях. Причем их применение обусловлено тремя факторами: низким теоретическим уровнем масс, которые лучше воспринимают картинки, чем текст (или же короткий текст по сравнению с длинным), низким
теоретическим уровнем самих коммунистов, которые в массе своей неспособны вести пропаганду на серьезном теоретическом уровне (или же не умеют донести теорию до масс, но в это я не верю – кто ясно мыслит, тот ясно излагает), нехваткой времени и сил для организации глубокой теоретической работы в массах. Практика показывает, что последний фактор как раз и ЗАСТАВЛЯЕТ коммунистов прибегать к столь малоэффективным средствам внедрения в массы теории – события очень часто подгоняют, и мы вынуждены удовлетвориться минимально необходимым уровнем сознательности масс. Но отличие сознательных коммунистов от несознательных «р-р-революционеров» в том и состоит, что коммунисты, применяя такое средство, видят ограниченность его применения, видят его недостатки и никогда не дают этому средству приоритета перед наиболее эффективным средством – теоретической работой в массах (посредством, прессы, например). Коммунист, развешивая плакат, всегда должен помнить о том, что эта работа есть вспомогательная по отношению к теоретической.Молодой и энергичный наш посетитель трезвяка почему-то некритически считает, что раз коммунисты до него развешивали плакаты и писали лозунги, то это есть самый эффективный способ добиться наших целей, и так надлежит делать и ему. Отнюдь нет – большевиков подгоняла 1-я Мировая война, революционная ситуация, Гражданская война, необходимость индустриализации, 2 Мировая война, «холодная война». А кто и что гонит тов.Ку сейчас и мешает ему нормально вносить теоретические знания в массы, не прибегая к упрощению? Обстоятельства сейчас для этого весьма благоприятные – войн нет, революционной ситуации тоже, с рабочими, не умеющими ни читать, ни писать, как это было в начале века, мы в практике не встречаемся (слава СССР!) . Если не объективные обстоятельства, то что? Напрашивается вывод, что ничего, кроме собственной идеологической убогости. Тов. Ку, как и многие другие коммунисты, даже сам не освоил азов марксизма, потому он не может никого выучить. Вот плакатик нарисовать или лозунг придумать (все-таки, что же за умник в РКСМ(б) додумался до лозунга «Прикольно и колбасно, Россия будет красной»?) – могёт, а объяснить суть марксистско-ленинской философии – увы! Ну, а раз не может, то что ему еще делать со столь горячим желанием «революцию делать»? Правильно, всем говорить, что так оно и надо – дальше плакатиков и не идти, теория, она, вообще, от лукавого.
Напоследок хотелось бы прояснить ситуацию о том, стоит ли распечатывать и вывешивать главы из «Анти-Дюринга». Отвечу кратко: если самому сказать нечего – то стоит. Между прочим, сам Ф.Энгельс был бы также не против этого. Он публиковал эту работу сначала не отдельной книгой, а самым массовым тиражом, который он вообще мог себе на тот момент позволить (и какой существовал у тогдашних немецких социал-демократов) – в газете Vorwarts, центральном органе СДПГ. Правда, публиковалась работа долго – в течение 2-х лет (1876-1878гг.), но это того стоило – в предисловии к третьему изданию работы отдельным тиражом Энгельс пишет: «В заключение могу выразить свое полное удовлетворение по поводу того, что взгляды, отстаиваемые в настоящем сочинении, получили со времени предыдущего его издания широкое распространение в общественном сознании научных кругов и рабочего класса - и притом во всех цивилизованных странах мира».
А.Лбов.